Отвечу, как и поставщик трубчатых печей, так и проектировщик их заказывающий:
ПоставщикКогда к нам приходит запрос на ТКП и там
указано требование к наличию системы рекуперации, то мы сразу делаем расчет и разрабатываем печь под данное требование, обычно заказчики вменяемые и никто на 1 МВт печки не требует КПД 90%.
Если есть запрос
без указания требования системы рекуперации, то из опыта мы уже знаем, начиная с какой мощности печи система рекуперации тепла дымовых газов имеет смысл. Соответственно, если к тому же есть требования по КПД, мы либо делаем рекуперацию, либо нет. Сейчас обычная цилиндрическая печь на естественной тяге может давать 80-85% без дополнительных мероприятий. Всё что выше, уже гарантировано требует установки рекуперации тепла дымовых газов.
Иногда заказчик просит сделать простой сравнительный анализ по экономии топлива при подогреве воздуха (охлаждению дымовых газов) этого в первом приближении достаточно, но нужно учитывать стоимость строительства и обслуживания системы рекуперации.
Все печки разрабатываются строго по требованиям в ОЛ, ЗТП, ТЧЗ и т.д. поэтому смысла хитрить и придумывать себе лишнюю работу - нет. Можете прописать в Гарантийные требования соответствие не только значение температур нагрева и перепада по змеевику, но и значение КПД, но при этом приложите методику, как именно его считать, а не то будет, как пишет Foxson.
ПроектировщикОпять же, из опыта проектирования мы уже знаем, от какой мощности имеет смысл предусматривать системы рекуперации. Когда есть стадия ТЭО мы честно считаем экономику с учетом экономии топлива и стоимости строительства и обслуживания системы рекуперации, обычно это серьезные объекты по мощности. То что сейчас в работе это КПД 82-84%, без рекуперации при мощности 1-4 МВт. Хорошо написано про целесообразность систем рекуперации и КПД в
Жидков А.Б., Герасимов Д.П., Денисов Д.Е. и др. Трубчатые нагревательные печи нефтепереработки и нефтехимии. Если же стоит вопрос о том, чтобы понимать, а не хитрит ли поставщик, то лучше самим сделать прикидочный расчет, чтобы, как минимум понимать, какой у вас будет теоретический расход топлива при заданном КПД.
К температуре дымовых газов нет смысла особо привязываться, т.к., как писали выше, из-за наличия сернистых соединений в топливе (особенно жидком) точка росы дымовых может значительно "плавать", соответственно задавая Т
д.г., вы берете часть ответственности за коррозию газоходов и дымовой трубы на себя
![[улыбка] [улыбка]](https://www.proektant.org/Smileys/default/smiley.gif)
.