beliit.com
Форумы Проектант
ПОИСК ПО ФОРУМАМ
перед созданием новых тем используйте поиск,
возможно ответ на Ваш вопрос уже есть на форумах

Расширенный поиск
 
  • Всего пользователей - 22605
  • Всего тем - 31301
  • Всего сообщений - 289873
Страниц: [1] 2  Все   Вниз
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Клапанные сборки. Обвязка

Количество просмотров - 2320
(ссылка на эту тему)
Ixion
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #1 : 06 Мая 2023 года, 22:05
(ссылка на это сообщение)

Регулирующие клапаны мы в подавляющем количестве случаев размещаем в так называемых клапанных сборках: арматурных узлах, содержащих помимо самого регулирующего клапана еще задвижку перед клапаном, задвижку после клапана и байпасную линию с задвижкой. Суть такого узла в том, чтобы в случае выхода из строя, замены регулирующего клапана можно было пустить поток по байпасной линии, используя стоящую на этой линии задвижку для временного (ручного) регулирования. Тем самым исключаем необходимость остановки всего производства из-за одного вышедшего из строя регулирующего клапана.
Да, мне известно, что запорную арматуру нельзя использовать в качестве регулирующей. Но решение клапанных сборок с байпасной задвижкой настолько укоренилось, что ни у кого не вызывает замечаний. Или считается, что работа задвижки в режиме регулирования в течение короткого времени -- одного-двух часов, пока меняют клапан -- это не считается такой работой. Встречал в одном проекте, что вместо байпасной линии была резервная регулирующая линия -- но это на крайне ответственные позиции. Или для объектов, где более-менее быстрая замена клапана невозможна (объекты нефтегазодобычи Крайнего Севера).
Так или иначе, но речь о клапанных сборках с тремя задвижками (перед клапаном, после клапана, на байпасе). Хотелось узнать ваше мнение, практику:
1. Практикуете ли заужение байпасной линии? Диаметр регулирующего клапана зачастую меньше на один-два типоразмера диаметра трубопровода. Например, клапан DN100, а задвижки -- DN150. Это обычная ситуация, так как клапан, его диаметр подбирается по пропускной способности, а диаметр трубопровода -- по рекомендуемой скорости потока или допустимого гидравлического сопротивления трубопровода. Вроде бы имеет смысл заузить диаметр байпасной линии вместе с задвижкой: байпасная линия работает крайне редко (только когда клапан сломается, если сломается) и недолго (на период замены клапана), поэтому будет экономия на задвижке. Кроме того, на зауженной линии проще регулировать: скорость потока выше, не нужно задвижкой сильно перекрывать поток, чтобы попасть в зону регулирования. Как вы принимаете диаметр байпасной линии: по диаметру основной? Или бывает заужение? В каких случаях?
2. Для замены регулирующего клапана после его отсечения от потока задвижками до/после клапана нужно сдренировать продукт в участке между задвижками. Мы ставим спускник. Спускник ставим перед клапаном (по потоку). При возможности заводим его в дренажную систему (если рядом есть дренажный коллектор). На большие диаметры (DN200 и более) еще воздушник ставим. Если в трубопроводе горючий газ и при возможности (если рядом есть факельный коллектор) заводим его в факельную систему. Как делаете вы? Только спускник/дренаж? Спускник и воздушник? Ставите ли два спускника/дренажа -- до и после клапана? Спускник и воздушник ставите с разных сторон от клапана?
Вопросы простые, но решения я видел разные.
Dinosaur
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #2 : 07 Мая 2023 года, 15:00
(ссылка на это сообщение)

Иностранцы ставят на байпас ручной вентиль, globe valve по-ихнему. Тоже так делал в одном проекте для Танеко, помню выбирали из каталога РУСТ.
1) Обычно байпас делаем зауженным по диаметру регулятора
2) Обычно делаем два дренажа в атмосферу.
Иностранцы на больших давлениях на дренажах ставят двойные арматуры. Видел чертежи здесь (вроде бы от shvet) когда отключение клапана на больших давлениях делалось двойными арматурами - так в правилах написано: если более 40 кГс/см2 ставим двойные.

? (Уфа, Россия)
Pyromaniac 92
***
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #3 : 08 Мая 2023 года, 13:08
(ссылка на это сообщение)

Добрый день! По поводу заужения диаметра байпаса. Особенность в том, что для регулирования как правило применяют арматуру типа клапан, а на байпасе как правило ставят задвижку клиновую. Задвижка клиновая обеспечивает такую же пропускную способность что и клапан , но при меньших диаметрах. Условно, если клапан имеет пропускную способность Cv =200 при диаметре 150 мм, то задвижка данное значение Cv может обеспечить при диаметре 100 мм. Поэтому можно байпас делать меньшего диаметра.

Инженер-технолог (?, Россия)
Foxson
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #4 : 10 Мая 2023 года, 11:33
(ссылка на это сообщение)

1 ХЗ с задвижками, просится клапан равной пропускной способности.
2 должен быть дренаж (и скорее всего воздушник, не силён в вашей отрасли) по требованиям ТБ: допускать до ремонта рег клапана можно только убедившись, что отсекающие задвижки "держат", те по дренажу прекратился поток. Идеально если слив "открытый" для визуального контроля. Те дренаж в первую очередь для безопасности, а не для удобства опорожнения. Количество арматуры на дренаже (1 или 2) по ПБ в зависимости от категории тр пр (как выше написали).
ЗЫ Если применяете нормальную арматуру (импортную) ставьте клапан на байпас, импортную задвижку не всегда возможно отремонтировать кустарным способом. А ремонтировать рано или поздно её придётся, если эксплуатировать в режиме "регулирующей арматуры".

Монтажник (Челябинск, Россия)
Foxson
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #5 : 10 Мая 2023 года, 12:59
(ссылка на это сообщение)

Ставите ли два спускника/дренажа -- до и после клапана?

Если есть необходимость в 2-х, то последовательно один за одним (а не до и после)

Монтажник (Челябинск, Россия)
Shvet
****
Активный участник форумов


Сейчас на форумах Сейчас на форумах
 
Сообщение #6 : 14 Мая 2023 года, 17:06
(ссылка на это сообщение)

@Ixion
Постарался ответить коротко. Если остались вопрос уточняйте, постараюсь ответить подробней/понятней.

1/ Заужаете байпас?
Заужаем - пользуемся API 553 или указаниями Лицензиаров (на практике это почти одно и то же). Для специфических объектов, например химия, пользуемся устоявшейся практикой на этом/подобных объектах.
2/ Заужаете арматуры входа-выхода?
Заужаем - см. выше.
3/ Какие ставите переходы?
Стараемся экстентрические плоским вниз, так проще с газовыми и жидкими карманами. На ответственные позиции стараемся концентрические из-за вопросов к неравномерности потока (отдельная большая тема).
4/ Дренируете/продуваете с обоих сторон?
Ситуативно. Держим в штате специальных людей, которые отвечают за переходные режимы (опрессовка, обкатка, инертизация, продувка, промывка, пропарка и т.п.) - они решают где и что ставить и главное (!) как этим пользоваться. В общем случае стараемся консервативно, чтобы было безопасно, не смотря на обилие соломы под ногами. Если в штате нет спеца на нужный процесс, то просим знакомых с опытом покритиковать схемы.
5/ Байпасируете всегда?
Ситуативно, не редко нет. Зависит когда и как пользоваться байпасом, как рассчитаны предклапаны и ещё 1000 деталей. Держим в штате спец людей - см. выше.
6/ Байпас регулируете задвижкой или вентилем?
DN150 и < вентиль, DN200 и > задвижка. На больших диаметрах задвижка даёт близкую пропускную способность к вентилю (см. док. WorleyParsons ниже), а при этом надёжней и дешевле. Задвижка не позволяет регулировать, но на время отсутствия регклапана ведь персонал и не собирается менять режим.
7/ Ставите сдвоенные арматуры?
Зависит от стандарта политики на объекте/проекте, чаще пользовались указаниями Лицензиара или HSG 253 , такой подход обычно всех устраивал. Вопрос важный, поэтому ГИП или спецлюди (см. выше) обговаривали и фиксировали при старте проекта.

Подборка материала по теме:
- Т-ММ-21
- API 553 (ссылка на полный текст )
- API 550-1-6 (ссылка на полный текст )
- UOP раз , два , три
- Shell раз , два
- Samsung
- BP
- Chevron
- ExxonMobil раз , два
- JGC
- WorleyParsons

Обратите внимание в Т-ММ-21 и API 553 отличаются прямые участки на входе-выходе, также на спускники в API 553 - они вварены в переход, что есть спорное решение. Полную редакцию этих и ссылочных документов найдёте в библиотеке по ссылкам в соседней теме.

Инженер-технолог (Москва, Россия)
Ixion
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #7 : 14 Мая 2023 года, 18:06
(ссылка на это сообщение)

@Shvet
Спасибо! Сделал для себя кое-какие полезные выводы.
Хорошо, когда есть "спецлюди".
Shvet
****
Активный участник форумов


Сейчас на форумах Сейчас на форумах
 
Сообщение #8 : 15 Мая 2023 года, 07:55
(ссылка на это сообщение)

Хорошо, когда есть "спецлюди".

У Вас таких нет и это плохо, правильно понял? Дык в чём проблема? Таких полный рынок, только свистни. Если задаться целью, то хватит пары лет чтобы набрать команду мечты под проект любой сложности. Вопрос в мотивации - боссы хотят "бери больше, бросай дальше" или чтобы Заказчик вернулся со следующим проектом? Если задача репутация, то сложностей нет - вопрос только в мотивации. Я сам таким был, 10 лет отдал родному цеху, на себе проверил про что говорю.

А если проблемы решаются способами "мы так делали всегда" и "набить карманы и красиво убежать в закат", то другого ждать и не приходится.

Регклапаны они же не сами по себе, они следствие, а не причина. Забавно слышать/читать про волшебную методичку, в которой написано как обвязать например клапан или как сделать дренаж (условно, для примера). Если проводить аналогию с медициной, то у врача нет методички когда (не)пить какой-нибудь азитромицин и в каких дозах и сочетаниях. Нужен диагноз, анамнез, план лечения, паллеативная помощь, разумеется вовремя согласованные с Минздравом, аптекой, пациентом, мамой пациента, лечащим врачем, главврачом, врач. консилиумом/комиссией и т.д. Тогда и возникнет рецепт сколько, какого и как долго антибиотик принимать. Никакой магии.

Есть лечащие интерны и фельдшеры, к которым приходят мутные пациенты и такие:
- Рецептик нужен, сделаешь чтоб завтра и за копейку?
- Г...но вопрос, оформлю в лучшем виде
- А работать будет?
- Да мы, да я, да у нас, да мы всё только по ГОСТам, комар носа не подточит
Ну и дальше

Инженер-технолог (Москва, Россия)
Foxson
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #9 : 15 Мая 2023 года, 12:36
(ссылка на это сообщение)

Задвижка не позволяет регулировать, но на время отсутствия регклапана ведь персонал и не собирается менять режим.

Ну вообще позволяет худо бедно, но в положении отличном от "полностью закрыто" или "полностью открыто" очень вероятен износ уплотняющих поверхностей за счёт энергии потока среды. Так что по ситуации, как вы пишете, с учётом технологического режима.

Монтажник (Челябинск, Россия)
Beloroman
*
Участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #10 : 07 Июня 2023 года, 07:29
(ссылка на это сообщение)

Уважаемый Shvet, по поводу документов которые вы предоставили, во всех материалах указано что диаметр отсекающих задвижек и байпасной арматуры зависит от выбранного диаметра клапана, однако на стадии проектирования  - рабочей документации заполняются опросные листы и не выбирается типоразмер клапана, по крайней мере так у нас, как вы поступаете в этом случае. Я так понимаю корректней было бы сначала до тендера выбрать диаметр клапанов по любому из каталогов по рассчитанному Сv, и далее подбирать диаметры отсекающих задвижек и байпасной арматуры.
И потом надеется что поставщик клапана подберет аналогичный типоразмер по рассчитанному им Cv. Примерно так?

Ведущий инженер-технолог (Уфа, Россия)
Shvet
****
Активный участник форумов


Сейчас на форумах Сейчас на форумах
 
Сообщение #11 : 07 Июня 2023 года, 07:43
(ссылка на это сообщение)

Я так понимаю корректней было бы сначала до тендера выбрать диаметр клапанов по любому из каталогов по рассчитанному Сv, и далее подбирать диаметры отсекающих задвижек и байпасной арматуры.

Постарался ответить коротко, если остались вопросы спрашивайте.

Ситуация с регклапанами типичная для всего сложного полевого КИПиА. До закупки выбираем из каталога потенциального поставщика, например , после закупки перевыдаём изометрички. Если закупка организована +/- нормально, то проблем не возникает. Если выдаём изометрички с опережением, то согласовываем с Заказчиком под какой КИПиА проектируем обвязку. В таком случае получается последствия хаоса в закупке перекладываем на Заказчика. Обычно запасов материалов в спецификациях хватает. Стараемся не проектировать "впритык".

По пост-совковым регклапанам помнится в стандартах попадались таблицы "Kv vs DN", но под рукой нет, нужно искать в архиве. Буржуйские регклапаны, тот же Fisher, заказывают в Китае по одним лекалам и регклапаны у однотипных производителей совпадают по размерам. Отличаются приводы, обвес и запорный орган, но корпус - очень редко.

Таблицы выше - они же составлены исходя из экономии металла, т.е. если по итогу арматура на обвязке регклапана будет на типо-размер больше, то катастрофы не будет. Главное чтобы корректно работал клапан и его можно было обслужить, остальное издержки проектирования.

Инженер-технолог (Москва, Россия)
Проектировщик начального
Участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #12 : 16 Июня 2023 года, 09:29
(ссылка на это сообщение)

Добрый день господа.
Интересно Ваше мнение касаемо запрета на ручное регулирование в ФНиП 533:
"71. При разработке и проведении массообменных процессов, в которых при отклонениях технологических параметров от регламентированных значений возможно образование неустойчивых взрывоопасных соединений, для объектов с технологическими блоками I и II категории взрывоопасности должны предусматриваться средства автоматического регулирования этих параметров.".
Байпас с установленным ручным регулирующим клапаном ведь нарушает данное требование, т. к. даже пусть и на короткий срок, но будет осуществляться ручная регулировка.

Проектировщик (?, Россия)
Артём Сергеевич
**
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #13 : 16 Июня 2023 года, 11:27
(ссылка на это сообщение)


Добрый день господа.
Интересно Ваше мнение касаемо запрета на ручное регулирование в ФНиП 533:
"71. При разработке и проведении массообменных процессов, в которых при отклонениях технологических параметров от регламентированных значений возможно образование неустойчивых взрывоопасных соединений, для объектов с технологическими блоками I и II категории взрывоопасности должны предусматриваться средства автоматического регулирования этих параметров.".
Байпас с установленным ручным регулирующим клапаном ведь нарушает данное требование, т. к. даже пусть и на короткий срок, но будет осуществляться ручная регулировка.


поставьте два параллельных клапана, один рабочий, второй резервный в качестве байпаса рабочего без ручного байпаса, ну или обоснуйте, что неустойчивые взрывоопасные соединения не образуются, хотя это конечно к разработчику процесса больше вопрос

Ведущий инженер ПТО (Тарко-Сале, Россия)
Foxson
****
Активный участник форумов


Сейчас отсутствует Сейчас отсутствует
 
Сообщение #14 : 17 Июня 2023 года, 08:02
(ссылка на это сообщение)

Байпас с установленным ручным регулирующим клапаном ведь нарушает данное требование, т. к. даже пусть и на короткий срок, но будет осуществляться ручная регулировка.

Именно так. На опасных производствах применяется резервирование вспомогательного оборудования (и технолог линий), причём резервирование полноценное и по технологии и по автоматике. Схемы резервирования с учётом требований надёжности могут быть не только 1+1, но и 1+2.
Если сейчас спросить проектировщиков "ручных байпасов" "Какая у вас схема резервирования и почему проектируете неполноценное резервирование", то скорее всего получим ответ "мы всегда так делаем".

Монтажник (Челябинск, Россия)
Shvet
****
Активный участник форумов


Сейчас на форумах Сейчас на форумах
 
Сообщение #15 : 20 Июня 2023 года, 09:32
(ссылка на это сообщение)


Интересно Ваше мнение касаемо запрета на ручное регулирование в ФНиП 533: ... Байпас с установленным ручным регулирующим клапаном ведь нарушает данное требование, т. к. даже пусть и на короткий срок, но будет осуществляться ручная регулировка.


Честно говоря вопрос не понятен - интересует регулирование или наличие байпаса физически?
1/ Если вопрос про эксплуатацию, то в регламент на эксплуатацию объекта входит раздел "Перечень параметров, управление которыми в ручном режиме не допускается", пишу по памяти и ссылку быстро не найду. Если туда включён данный контур регулирования, то и вопроса нет - в наличии байпас али нет, а регулировать им запрещено.
2/ Если вопрос про ГГЭ, то в достаточно в проекте не акцентировать этот вопрос (по опыту) и всё будет ок. В случае неудобных вопросов говорить про "административные процедуры": регламент, HAZOP и т.п. Соответственно у эксплуатации будет выбор (запрещать или нет регулировать байпасом) и ответственность будет не на проектировщике.
3/ Если вопрос технический, то байпас ведь он не только для ремонта/ревизии регклапана, функций у него больше. Например им пользуются когда пропускной способности клапана не достаточно и при этом формально регулирование осуществляется регклапаном, т.е. правила формально соблюдаются.
Хотя в последнем случае лично знаю людей и объект, который взорвали приоткрытым байпасом и вывели на капремонт на несколько лет. Тот взрыв был на 100% попаданием именно в это пункт ОПВ.

Напоминаю, что арматуру всегда можно запретить открывать, опломбировать или механически закрыть за замок и технически результат будет такой же как и отсутствие арматуры.

Задайте вопрос конкретней - какое именно применение этого пункта интересует: как не взорвать? как снять ответственность? или как получить разрешения или согласовать с [вставить нужное]?
Если вопрос как эксплуатация поступит с ОПВ, то ответ очевиден - остановит весь объект, проигнорирует или напишет разовый приказ/инструкцию, в которым распишет обязанности и ответственность исполнителей.

Инженер-технолог (Москва, Россия)
Страниц: [1] 2  Все   Вверх
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ



Сейчас Вы - Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность - зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».


Здравствуйте, Гость
Сейчас Вы присутствуете на форумах в статусе Гостя.
Для начала общения надо зарегистрироваться или пройти авторизацию:
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
  (забыли пароль?)  
   

если Вы не зарегистрированы, то
пройдите регистрацию
Последние сообщения на Технологическом форуме
автор: helele
19 Декабря 2024 года, 14:02

автор: Андрей 37
19 Декабря 2024 года, 09:42

17 Декабря 2024 года, 11:32

автор: Иван10
11 Декабря 2024 года, 10:23

автор: Ka3ax
10 Декабря 2024 года, 14:13

автор: alkot2@gmail.com
05 Декабря 2024 года, 16:05

автор: Shvet
04 Декабря 2024 года, 07:20

автор: Shvet
03 Декабря 2024 года, 07:00

автор: Anastywa
03 Декабря 2024 года, 03:41

автор: Risat
29 Ноября 2024 года, 12:29

автор: Dinosaur
23 Ноября 2024 года, 13:23

автор: Ixion
21 Ноября 2024 года, 23:40

автор: Андрей 37
21 Ноября 2024 года, 19:37

автор: Shvet
12 Ноября 2024 года, 07:19

автор: Ixion
11 Ноября 2024 года, 10:49


Сейчас на форуме:
Сейчас на форумах: гостей - 409, пользователей - 7
Имена присутствующих пользователей:
Shvet, OlegM, Mclaud 72, Андрей Сочи, alb10, Mav, РоманC
Контактные данные| Партнёрская программа | Подробная статистика
Настройка форумов © «Проектант» | Конфиденциальность данных
Powered by SMF 1.1.23 | SMF © 2017, Simple Machines